Гражданские беспилотники востребованы во многих сферах, включая сельское хозяйство и логистику

18.10.2023  |  21:04
13
Гражданские беспилотники востребованы во многих сферах, включая сельское хозяйство и логистику

В развитие гражданских беспилотных авиационных систем (БАС) в России до 2030 г. может быть вложено в общей сложности 898,4 млрд руб. Это следует из паспорта нацпроекта «Беспилотные авиационные системы», с которым ознакомились «Ведомости». В том числе 696,9 млрд будет выделено из федерального бюджета, 143,6 млрд – из региональных, остальное – из внебюджетных источников. Средств ФНБ для финансирования не предусмотрено.

Согласно поручению президента Владимира Путина, нацпроект по развитию БАС должен быть утвержден до сентября 2023 г. Куратором нацпроекта назначен вице-премьер Андрей Белоусов, руководителем – вице-премьер, министр промышленности Денис Мантуров, следует из паспорта нацпроекта.

В нацпроект сведено пять федеральных проектов, разработка которых анонсировалась ранее. Это «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС», «Кадры для БАС», «Перспективные технологии для БАС», «Стимулирование спроса на отечественные БАС» и «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих» (о некоторых из них «Ведомости» писали 23 апреля, 5 июля и 17 августа).

В ходе доработки объем финансирования кадрового проекта был сокращен более чем вдвое. Как писали «Ведомости», изначально речь шла о 57,8 млрд руб. (см. «Ведомости» от 14 мая). В пресс-службе Минобрнауки, которое готовило этот федеральный проект, подтвердили, что сейчас пересматриваются ранее предусмотренные мероприятия, что «влечет за собой сокращение его бюджета». Оптимизация финансирования федерального проекта осуществляется благодаря «активизации имеющихся ресурсов», добавили в министерстве (не пояснив, о каких ресурсах идет речь). Сокращение повлияло на некоторые показатели по подготовке кадров. Например, паспорт кадрового федерального проекта предусматривал подготовку 200 000 новых сотрудников для отрасли БАС в 2025 г. Теперь же речь идет о 90 000 человек. При этом цель обеспечить кадровый потенциал в 1 млн работников к 2030 г. в паспорте нацпроекта сохраняется.

Гендиректор компании «Русдронопорт» (разрабатывает объекты наземной инфраструктуры для дронов) Николай Ряшин считает, что уже сегодня практически все дроны из коммерческого сегмента автономны, поэтому большого числа операторов БАС не потребуется. В ближайшем будущем дроны станут еще более самостоятельными и человек будет выполнять функцию внешнего наблюдателя и проводить техобслуживание, полагает он. По кадрам основной упор нужно делать на подготовке инженеров, конструкторов, разработчиков и программистов, согласен гендиректор компании «Геоскан» Алексей Юрецкий. «Нужны люди, которые хотят и могут развивать технологии и создавать на базе этих технологий продукты», – объясняет он.

Как следует из паспорта нацпроекта, также был серьезно пересмотрен объем российского рынка БАС в сторону более скромных показателей – 25 600 дронов в 2023 г., к 2030 г. прогнозируется рост до 46 200 беспилотников. При этом еще в апреле замминистра промышленности Василий Шпак в своем выступлении приводил другие цифры: в этом году, по его оценкам, рынок достигнет 31 600 и вырастет до 181 000 к 2030 г. Источник «Ведомостей», знакомый с ходом подготовки нацпроекта, поясняет: в новом прогнозе «учитывается консервативный сценарий по объему госзаказа на БАС» – это базовая цифра, рассчитанная на лето 2023 г. Какую долю рынка обеспечит госзаказ и будет ли он расти, собеседник не уточняет. Также в ходе доработки нацпроекта, по его словам, сильнее всего вырос бюджет федерального проекта стимулирования спроса на БАС – почти на 90 млрд руб., срезали часть средств с производства, инфраструктуры и кадров.

Сегодня БАС, по словам Ряшина, востребованы в сегменте мониторинга: это промышленная и городская безопасность, контроль пожаров, строительство, геодезия, мониторинг газопроводов, ледовая разведка и т. д. Потенциально спрос на них может быть в образовательной сфере, а также в логистике. БАС будут востребованы там, где курьера на самокате уже мало, а огромного вертолета еще много, соглашается гендиректор ассоциации «Аэронекст» (объединяет ведущие коммерческие предприятия по выпуску беспилотников) Глеб Бабинцев. Но массовые перевозки с помощью дронов, по мнению Ряшина, «вопрос будущего дня»: пока что воздушные средства не настолько технически совершенны, нет серийного производства и себестоимость такой логистики высока. Бабинцев также напоминает про дроны для сельского хозяйства, которые уже активно применяются агрохолдингами. Он подчеркивает, что экономический эффект для государства от повышения сохранности и улучшения качества урожая благодаря применению БАС оценивается специалистами от 0,5 трлн до 1,5 трлн руб. в год.

На международном рынке, по словам Бабинцева, продукция российских разработчиков имеет устойчивый спрос и есть перспективы наращивания экспорта готовых решений и услуг в сфере БАС. В стратегии развития беспилотной авиации России до 2030 г., утвержденной правительством в июне этого года, отмечается, что с 2018 г. объем инвестиций в развитие мирового рынка БАС вырос более чем в 9 раз и по итогам 2021 г. составил почти $7 млрд. Из них около 75% обеспечили США и Китай, что «определяет лидерство компаний из этих стран». К 2030 г. прогнозируется рост мировой индустрии БАС до $55,8 млрд. Но для того чтобы закрепиться на международном рынке, придется многое научиться делать в России. По словам Ряшина, в производстве необходимо будет замещать прежде всего критические компоненты: винты моторных групп, аккумуляторы, микроэлектронику, компоненты связи и оптику, программное обеспечение. Приоритетные задачи – это полностью отечественные конструкционные материалы и двигатели, добавляет Юрецкий.

В пресс-службе Минпромторга «Ведомостям» сказали, что финальная версия нацпроекта направлена в правительство, представитель Белоусова заявил, что проект «на рассмотрении», отказавшись от дальнейших комментариев. В Минтрансе переадресовали вопросы в Минпромторг. Утверждению нацпроекта с текущими характеристиками финансирования, по словам двух источников «Ведомостей», противится Минфин. В пресс-службе министерства заявили, что «о его финансовом обеспечении можно будет говорить только после утверждения паспорта нацпроекта» правительством. Параметры федерального бюджета на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг. будут определены решением бюджетной комиссии, в том числе в части объемов и источников финансирования данного нацпроекта, добавили в ведомстве.

https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2023/08/31/992728-na-razvitie-bespilotnoi-aviatsii-v-rossii-hotyat-potratit-pochti-trillion-rublei


comments powered by Disqus
Общество
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...
Выбираем входную дверь: на какие нюансы обратить внимание?
Какой должна быть входная дверь? Вопрос сложный и без помощи специалистов никаким образом не справится. Входная дверь 80 на 200 должна быть прочной, в...
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Политика
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
Армия
Российские ВКС всерьез взялись за украинскую энергетику
Причем нашим не откажешь в методичности. ТЭС и ГЭС выводятся из строя будто по графику: где не «добили» в прошлый раз, в очередной обязательно законча...
Ростех начал поставки портативной РЛС для обнаружения дронов на сверхмалых высотах
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех осуществил первую поставку портативной многофункциональной радиолокационной станции (МРЛС), которая позв...
Первые системы С-500 "Прометей" поступят в войска в двух модификациях - видео
© Alexander NEMENOV / AFP Первые образцы зенитной ракетной системы С-500 "Прометей" поступят в войска в 2024 году в двух модификациях — ЗРК и ПРО, зая...
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Спорт
Военнослужащие 15 армии ВКС особого назначения успешно выполнили нормативы по физической подготовке
В управлении 15 армии Воздушно-космических сил особого назначения завершилась контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих по итога...
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...