"Враг заранее боится встречи натовских F-16 с нами": российские летчики рассказали о своей работе в зоне СВО

25.02.2024  |  19:12
9

Фото: Александр КОЦ

- Я, молодой парень, ехал по дороге на мотоцикле. Вечер, сумерки. И пара вот таких самолетов летели очень низко, на предельно малой высоте, - нежно похлопал «Фермер» по фюзеляжу штурмовика Су-25. - Я их увидел - и все, заболел. С того момента начал искать возможности, пути достижения цели. Так все и началось.

- Сложный был путь?

- Истинный путь не бывает легким. Чем он сложнее, тем выше ты поднимаешься.

С летчиком-штурмовиком с позывным «Фермер» мы встретились на одном из аэродромов в зоне СВО. Су-25 (в армейской среде их называют «Грачами») - самолет особенный в условиях специальной военной операции. Он ближе всех подходит к линии боевого соприкосновения. А соответственно и риск здесь выше.

В последние недели их регулярно провожали взглядами жители Донецка, когда самолеты заходили на удары по позициям противника под Авдеевкой. Я и сам часто видел их работу со стороны, у линии фронта. На предельно малых высотах они подходят к рубежу атаки, чуть задирают нос вверх и выпускают реактивные снаряды по целям, которые с земли подают передовые авианаводчики. Затем выпускают тепловые обманки и, резко разворачиваясь, уходят на аэродром базирования на дозарядку и дозаправку. На один из них я приехал как раз в дни активных штурмовых действий в Авдеевке, которые поддерживала и авиация Южной группировки войск.

Перед задачей летчики сосредоточены, лучше не лезть к ним с расспросами. И не фотографировать — не все они суеверны, но есть незыблемые традиции, которые не принято нарушать. Они обходят свою машину, проводя рукой по узлам и агрегатам, что-то спрашивают у техников, кивают, а затем по лестнице забираются в кабину. Все разговоры — после возвращения.

Су-25 летают парами — ведущий и ведомый. И взлетают друг за другом с разницей в пару минут. Как и садятся.

«За Белгород!»
Первый «Грач» выныривает из туманной жижи практически рядом со взлеткой — видны его мощные огни. Он плавно касается бетона задними шасси и аккуратно опускает переднее. В хорошую погоду, когда нет такого сильного бокового ветра, он выпускает тормозной парашют. Но не в этот раз. За ведущим благополучно садится и ведомый.

- Почему именно этот тип? - спрашиваю летчика, после того, как он доложил командованию о результатах вылета.

- Штурмовая авиация – это непосредственная поддержка войск вблизи линии соприкосновения, - растолковывает мне летчик с не самым «летающим» позывным «Трактор». - Во-первых, давняя мечта, так как мой герой детства - это Гареев Муса Гайсанович, дважды Герой Советского Союза. Равнялся на него, читал очень много мемуаров, рассказов, стремился быть именно штурмовиком.

- А у меня психика более резкая, что ли, мне нравятся энергичные полеты, которые требуют большого объема внимания, перераспределения моральных и физических сил, - признается севший следом «Фермер». - Если бы я летал на транспортных самолетах – высоко, долго, медленно – я бы там не смог. На истребителях тоже немножко другая специфика. А вот штурмовая – это мое.


Фото: Александр КОЦ

Удивительно, но все летчики, с которыми мне приходилось общаться, о своей профессии мечтали буквально с детства. Хотя выпало оно как раз на тот период безвременья, когда служба в армии и военная карьера были не то, чтобы очень популярны. Как правило, это влияние книг и фильмов о Великой Отечественной. Потому что тот же «Феремер» - первый военный в семье. Ничто, казалось бы, не предвещало…


Фото: Александр КОЦ

Пока мы беседуем на пронизывающем ветру, техсостав обслуживает машину к следующему вылету, заряжает в пусковые установки ракеты, на которых маркером пишут «За Белгород», «За детей Белгорода». Накануне ВСУ ударили по мирному городу. На прогулке на стадионе погибла мать и ее маленьких ребенок, которому не было и года.


Фото: Александр КОЦ

«Есть, что противопоставить F-16»
- Вам самим на себе приходилось чувствовать на себе противодействие противника?

- Самолет оснащен системой предупреждения, оно происходит всегда, в любом полете. Просто в тот или иной момент ты можешь оценить, какова вероятность того, что по тебе противник отработает и того, что ты можешь погибнуть, - признается «Фермер». - Ты оцениваешь все эти риски и принимаешь решение – либо продолжить выполнение задания, либо прекращаешь и возвращаешься на аэродром. Были моменты, когда при подходе к цели бортовой компьютер выдавал команду – «ракета справа, ракета слева». То есть, обозначен факт пуска. Двойственные чувства. Ты знаешь, что уже ничего не сделаешь, только маневрировать. С другой стороны, думаешь, что в принципе идти-то, в случае чего, пешком недалеко, Россия рядом.

- Когда стреляют по тебе ракетой, ничего не ощущаешь, ты просто действуешь, на автомате. Нужно сберечь себя, самолет, - уверяет «Трактор». - А после вылета, когда уже на земле, обрабатываешь информацию, обдумываешь - естественно, небольшой мандраж.


Фото: Александр КОЦ

- Как вы себе в такие моменты объясняете, что все не зря?

- А я вам историю расскажу, - предложил «Трактор». - В первые месяцы войны отрабатывали по заводу авиационными бомбами. И после нескольких дней с нами на вертолете случайным образом встретился спецотряд, который участвовал непосредственно в боевых действиях на этом заводе. Разговорились. Он спрашивает про этот завод – кто летал? Естественно, мой ведущий откликнулся. Эмоции захлестнули разведчика, мы обнялись, он сказал: «Мужики, спасибо вам огромное, если бы вы знали, сколько вы жизней спасли!» И после этого я для себя решил – самое лучшее в нашей работе это когда мы спасаем наших бойцов!

- Появление у противника F-16 усложнит нам эту задачу?

- У нас есть чем противостоять, они это прекрасно понимают, они боятся нашего противоборства – это во-первых, - загибает палец «Фермер». - Во-вторых, там нет грамотных летчиков, полноценно обученных. Даже если будут представители Запада за штурвалом, у них нет нашего опыта. Когда в последний раз натовские летчики проводили реальные воздушные бои или ощущали на себе противодействие современной ПВО? То-то же.

Против суровой статистики действительно не попрешь. За два года СВО противник не выиграл ни одной воздушной дуэли. Выход истребителя на истребитель неизменно заканчивался безоговорочной победой российской летной школы. И вряд ли появление американских самолетов что-то изменит в этом противостоянии. F-16 опасен скорее не как истребитель, а как штатный носитель крылатых ракет, которые он сможет запускать с бОльшей дистанции, нежели советские машины, стоящие на вооружении у Украины.

«Стингер в заднюю полусферу»
Со свистом нарезая воздух лопастями к аэродрому с задачи возвращаются три «вертушки» - два Ка-52 и один Ми-8. Стандартный состав боевого вылета — две ударных машины и одна дежурная — с поисково-спасательным отрядом «на всякий пожарный». Парни тоже работали на Авдеевском направлении, но за два года повидали всякого. Сейчас имеют возможность сравнивать.

- Характер боевых действий, конечно, меняется, - выбравшись из кабины говорит «Самара». - На Работинском направлении мы меньше летали на применение неуправляемых средств поражения, поскольку пехота зачастую прикрывалась и сопровождалась огромными колоннами техники. Вот по ней и отрабатывали прицельно «Вихрями». Там наше основное предназначение было именно уничтожение бронированных целей. Мы организовывали дежурство, экипажи круглосуточно находились в воздухе. И по первой команде от авиационного наводчика, от группы боевого управления, с командного пункта мы сразу принимали координаты и летели в район выполнения боевой задачи.


Фото: Александр КОЦ

- А сейчас?

- Сейчас противник перестал практически подтягивать любую бронетехнику к линии боевого соприкосновения, а так же остановились все их наступательные действия на Южнодонецком, на Северодонецком, на Запорожском направлениях. Поэтому сейчас пока занимаемся планомерным уничтожением живой силы противника.

- Проще стало в связи с сокращением западной помощи Украине?

- Да не сказал бы. Противник постоянно применяет какие-то новые тактики, засады, нас уже ждут, нас встречают. Вчера на отходе бортовой комплекс обороны сигнализировал нам об атаке переносного зенитного ракетного комплекса «Стингер» в заднюю полусферу. Три дня назад — то же самое на таком же маневре. Парни там не глупые, они точно так же делают работу над ошибками и совершенствуются в боевом плане, подстраиваются под нынешние реалии войны. Как и мы.


Фото: Александр КОЦ

- Кто кого перегоняет?

- Ну раз мы с вами разговариваем, то у нас получается лучше.

Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27571.5/4895651/


comments powered by Disqus
Общество
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...
Выбираем входную дверь: на какие нюансы обратить внимание?
Какой должна быть входная дверь? Вопрос сложный и без помощи специалистов никаким образом не справится. Входная дверь 80 на 200 должна быть прочной, в...
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Политика
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
Армия
Ростех начал поставки портативной РЛС для обнаружения дронов на сверхмалых высотах
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех осуществил первую поставку портативной многофункциональной радиолокационной станции (МРЛС), которая позв...
Первые системы С-500 "Прометей" поступят в войска в двух модификациях - видео
© Alexander NEMENOV / AFP Первые образцы зенитной ракетной системы С-500 "Прометей" поступят в войска в 2024 году в двух модификациях — ЗРК и ПРО, зая...
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
Спорт
Военнослужащие 15 армии ВКС особого назначения успешно выполнили нормативы по физической подготовке
В управлении 15 армии Воздушно-космических сил особого назначения завершилась контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих по итога...
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство
Дроны в сельском хозяйстве
Представлен российский агродрон «Гектор». Он может орошать 18 га полей за час 22 апреля 2024 года российская компания «Транспорт будущего» представил...